I. Социально-экономическая политика Республики Узбекистан

  • Идея национальной независимости

Работы Президента Республики Узбекистан И.А. Каримова: «Родина священна для каждого», «Узбекистан, устремленный в XXI век», «За безопасность и мир надо бороться», «Узбекский народ никогда и ни от кого не будет зависеть», «Биз танлаган йул – демократик тараккиет ва маърифий дуне билан хамкорлик йули» и др. 

  • Политико-административное устройство Республики Узбекистан.

Административное деление. Республики Каракалпакстан. Город Ташкент. Андижанский Вилоят. Бухарский Вилоят, Джизакский Вилоят, Кашкадарьинский Вилоят, Навоийский Вилоят, Наманганский Вилоят, Самаркандский Вилоят, Сурхандарьинский Вилоят, Сырдарьинский Вилоят, Ташкентский Вилоят, Ферганский Вилоят, Хорезмский Вилоят. Организация государственной власти.

  • Конституция – основной закон Республики Узбекистан. Права и обязанности гражданина.

Работа И.А. Каримова «Человек его права и свободы, интересы – высшая ценность». Принятие Конституции. Основные права, свободы, обязанности человека и гражданина. Политические права. Экономические и социальные права. Законодательная власть. Исполнительная власть. Судебная власть. Местная государственная власть. Общественные организации. Законодательство. Избирательная система.

  • Основные направления экономической политики Республики Узбекистан.

Работы И.А. Каримова: «Узбекистан по пути углубления экономических реформ», «Стабильность и реформы». Ресурсный потенциал. Промышленность. Сельское хозяйство. Транспорт и связь. Сфера услуг. Финансово-кредитная система. Социальная сфера. Внешнеэкономическая деятельность.

  • Образование и наука в Республике Узбекистан.

Дошкольное образование. Начальное образование. Общее образование. Среднее специальное, профессиональное образование. Высшее образование. Научно-исследовательский комплекс Республики Узбекистан. Академия Наук Республики Узбекистан – ядро научного потенциала республики. Интеллектуальный потенциал республики. Международные научно-культурные связи.

II. Основы туризма

  • Законодательные акты, регулирующие туристскую деятельность.

Перспективы развития туризма в стране. Закон «О туризме». Правовые основы государственного регулирования отношений в сфере туризма. Всемирная Туристическая Организация Организации Объединенных Наций, межправительственная организация универсального характера. Международные документы принятые Всемирной Туристической Организацией. Манильская Декларация по туризму, Хартия туризма, Кодекс туриста. Международные туристические организации и их роль в развитии туризма в мире.

  • Туризм, его понятие. Из истории туризма и экскурсоведения. Формы и виды туризма.

Определение туризма и его основных направлений. Современная характеристика индустрии туризма. Формы и виды туризма. Туристский обмен в мировом сообществе. 

  • Индустрия туризма в Республике Узбекистан. НК «Узбектуризм» и ее структурные подразделения.

Развитие туризма в Узбекистане. Туристические комплексы. Создание Национальной Компании «Узбектуризм». Роль НК «Узбектуризм» в развитии туризма в стране.

  • Туристско-экскурсионные ресурсы Узбекистана. Охрана природы и окружающей среды. Экологические проблемы. Охрана памятников истории и культуры.

Историко-архитектурное наследие. Природный потенциал. Этнография. Использование культурного наследия и природных ресурсов в туристско-экскурсионных целях.

  • Понятие турпродукт и турмаршрут. Программы туров и классы их обслуживания.

Услуги, комплектующие турпродукт. Семь «Р» турпродукта. Основные свойства турпродукта Понятие тур и турмаршрут, их классификация. Проектирование тура. Оптимальная программа обслуживания и порядок ее составления.

  • Активные виды туризма.

Виды, классификация и организация треккингов. Технология работы гида-проводника в горной местности. Особенности снаряжения. Технология работы гида-проводника в горной местности. Особенности конного и конно-вьючного передвижения. Технология работы гида-проводника в горной местности: ориентирование и передвижение в горах. Обеспечение безопасности в активных турах. Оказание первой доврачебной медицинской помощи на маршруте. Инструктаж.

III. Основы экскурсоведения

  • Сущность экскурсии, функции и признаки экскурсии.

Понятие «экскурсия». Экскурсия как процесс познания. Изменение роли экскурсии. Экскурсия как вид деятельности. Экскурсия-форма общения. Функции экскурсии. Принцип научности в экскурсии. Связь с современностью. Сочетание двух и более функций в экскурсии. Признаки экскурсии Экскурсионный метод, его значение, цель и задачи. Особенности экскурсионного метода. Особенности экскурсии. Экскурсия как процесс. Роль психологии в экскурсионном процессе. Ассоциация в экскурсиях. Использование словесных, практических и наглядных методов.

  • Классификация экскурсий.

Классификация экскурсий по основным признакам. Классификация экскурсий по содержанию. Особенность обзорной экскурсии. Подразделение тематических экскурсий по группам. Классификация экскурсий по составу участников. Классификация экскурсий по месту проведения и способу передвижения. Тема экскурсии. Тематика экскурсий как совокупность тем. Понятие тематической экскурсии. Построение композиции экскурсии. Подтемы в экскурсии, их роль.

  • Подготовка экскурсии:

Предварительная работа. Разработка экскурсии. Тема, цель, задачи экскурсии. Выбор темы. Отбор литературы и составление библиографии. Определение других источников экскурсионного материала. Изучение и отбор экскурсионных объектов. Составление маршрута экскурсии. Объезд (обход) маршрута.

Контрольный и индивидуальный тексты экскурсии. «Портфель экскурсовода». Подготовка контрольного текста экскурсии. Комплектование «Портфеля экскурсовода» Определение методических приемов проведения экскурсии. Определение техники ведения экскурсии. Составление методической разработки. Составление индивидуального текста. Утверждение экскурсии.

Технологическая карта экскурсии.

  • Проведение экскурсии:

Показ экскурсионных объектов. Экскурсионный рассказ. Показ - основной элемент экскурсии. Сущность показа. Последовательность в показе. Ступени и виды показа. Особенности показа в экскурсии. Сущность рассказа. Основные требования к рассказу. Задачи рассказа на экскурсии. Определение предмета в рассказе. Трансформация рассказа в зрительные образы. Индивидуальные особенности речи экскурсовода.

Особые методические приемы проведения экскурсий. Классификация методических приемов. Методические приемы показа. Методические приемы рассказа. Особые методические приемы. Прием демонстрации наглядных пособий. Техника ведения экскурсии.

  • Сквер Амира Тимура
  • Площадь Мустакиллик
  • Театральная площадь
  • Комплекс «Шахидалар хотираси»
  • Монумент Мужества
  • Площадь «Хазрати Имам»
  • Площадь «Бунедкор»
  • Музей ДПИ
  • Музей истории
  • Музей искусств
  • Обзорная экскурсия по г. Ташкенту
  • Центральный выставочный зал Академии художеств
  • Ташкентский метрополитен
  • Юнособадская Ак-тепа
  • Городище Минг-Урюк
  • Православный Свят-успенский собор
  • Римско-Католический Костел
  • Холм Шаш-тепа
  • Комплекс Занги-ата

Дополнительные темы: 

  • Методика ведения загородных экскурсий. Путевая информация по пути следования.

Структура загородных экскурсий. Наглядные пособия из «Портфеля экскурсовода». Подготовка контрольного и индивидуального текста. Техникапроведения рассказа при движении автобуса. Методический прием движения. Прием остановок. Виды показа по ходу движения автобуса, других видов транспорта. Особенности панорамного показа. Паузы в экскурсии.

  • Техника и культура речи. 

Формы ораторского мастерства. Внутренняя и внешняя речь. Техника речи. Звучащая речь и влияющие на нее факторы. Стиль языка. Культура речи. Критерии речи экскурсовода. Внеречевые средства общения.

  • Этические нормы поведения гида.

Понятие этика. Профессиональная этика. Профессиональная этика гида. Требования, предъявляемые к гиду (внешний вид, личные качества, профессиональные качества). Кодекс профессиональной этики гида.

  • Психологические аспекты деятельности гидов.

Понятие «практическая психология». Теория межличностного общения. Психология работы с группой и в группе. Навыки коммуникации. Конфликтология. Управление конфликтом. Стресс и методы его преодоления.

  • Оказание первой доврачебной медицинской помощи.

Комплектование аптечки гида. Способы оказания первой помощи. Признаки, по которым можно определить состояние здоровья пострадавшего. Искусственное дыхание. Наружный массаж сердца. Кровотечения. Острая сосудистая недостаточность. Обморок. Шоковое состояние. Раны. Ушибы. Переломы. Электротравмы. Термические и электрические ожоги. Солнечный и тепловой удар. Переохлаждение. Простудные заболевания. Желудочно-кишечные заболевания.

  • Материальная ответственность. Безопасность на маршруте. Права и обязанности гида.

Понятие безопасности в туризме. Пять компонентов, обеспечивающих безопасность туристов. Законодательные пути обеспечения безопасности и защиты туристов. Памятка для туриста. Инструктаж туристов. Международные медико-санитарные правила. Права и обязанности туриста. Права, обязанности и материальная ответственность гида (экскурсовода).

IV. Краеведение

  • Физико-географический обзор Узбекистана.

Административно-территориальное деление. Общий обзор вилоятов и Республики Каракалпакстан в составе Республики Узбекистан. Природно-географические условия и природные богатства. Население республики. Численность и этнический состав.

  • Животный мир Узбекистана. Растительный мир Узбекистана.

Природные заповедники и национальные парки Узбекистана. Флора и фауна долин. Флора и фауна пустынных зон. Флора и фауна горных и предгорных зон. Флора и фауна природных заповедников.

  • История Узбекистана.

Древняя история. Ранние государства. Ахеменидское государство. Походы Александра Македонского. Государство Селевкидов и Греко-Бактрийского царство. Бактрия. Кушанское царство. Кангюй. Древний Хорезм. Государство Давань. Государство Эфталитов. Тюркский каганат. Завоевание Средней Азии Арабским Халифатом. Государство Саманидов. Государство Караханидов. Государство Хорезмшахов.Чагатаев улус. Завоевания Чингизхана Государство Амира Темура. государство Шейбани-хана. Бухарский эмират.Хивинское ханство. Кокандское ханство. Эпоха присоединения регионов Средней Азии к России. Узбекистан в составе СССР. Узбекистан в годы независимости.

  • История Великого Шелкового пути.

Формирование трансевразийской коммуникационной системы. Лазуритовый путь. Нефритовый путь Великий Шелковый путь. Государства и города на главных дорогах Великого Шелкового пути. Возрождение суперконтинентальной трассы древности.

  • История Ташкента

Шаш-Тепа. Минг-Урик-столица Чача. Становление городской культуры Чача. Шаш в составе Арабского Халифата. Бинкат. Ташкент-крупнейший городской центр Туркестана. Ташкент в составе государства хорезмшахов. Возрождение Ташкента после нашествия монгольских захватчиков. Чор хаким и Ташкентское государство. Ташкент в эпоху Темура и Темуридов. Ташкент в эпоху правления Шейбанидов. Ташкент в составе Кокандского ханства. Ташкент в составе Российской Империи. Русский ТашкентТашкент-столица Узбекской ССР. Ташкент в годы независимости

  • История религии

Центральная Азия - регион учений различных религиозных систем. Мировая религия. Авеста. Зороастризм. Иудаизм. Христианство. Манихеизм Учения яковитов, несториан и католиков. Буддизм Ислам. Суфизм. Сунниты. Шииты. Мусульманская обрядность.

  • История письменности.

Три вида письменности-иероглифы, слоговая письменность, алфавиты. Древнейшие виды письменности на территории Узбекистана на основе арамейских знаков: хорезмийское и согдийское письмо. Надписи на бактрийском языке: греко - индийская письменность и кхарошти. Арабское письмо. Основные почерки: куфический, сулы и насталик.

  • Историко-архитектурное наследие Узбекистана

Градостроительство древних городов: фортификация, парадные комплексы, культовые сооружения, производственные строения. Дворцовые и храмовые строения. Замки и домовладения. Погребальные сооружения. VIII-ХI вв.- основы формообразования: мечети, минареты, бани. Х-ХI вв.- сардобы, караван-сараи, мечети, хонако. ХI-ХII вв.- Тимы и токи. Мечети ( намазгох, мусалла, пятничные, гузарные, мечети при медресе). Мавзолеи, гурхона, зиератхона. Базары. ХIII-ХIХвв.-монументальные здания ( мавзолеи, медресе, мечети, торговые сооружения, бани). ХIХв.-начало ХХ в.-колониальная архитектура. Общественные здания и дома богатых горожан. Современная жилая архитектура на примере старогородских построек.

  • Театры и музеи Ташкента

История, основные этапы становления музеев Ташкента. Историко-краеведческие, природно-исторические, мемориальные, мемориально-художественные, искусствоведческие музеи. История узбекского театра. Театры Ташкента.

  • Декоративно-прикладное искусство Узбекистана.

Народные ремесла. Художественные региональные школы, направления и стили. Керамика. Чеканка по металлу. Резьба и роспись по дереву. Резьба по камню. Резьба по ганчу. Ковроделие. Золотошвейное искусство. Ювелирное искусство. Национальные ткани, одежда, головные уборы, вышивка.

  • Литературное наследие Узбекистана

Предыстория узбекской литературы. Устное народное поэтическое творчество. Древнейшие образцы узбекского фольклора- легенды и предания, пословицы, загадки и песни, дастаны, сказки. Рукописная литература. Древняя тюркская литература. Литература Х-ХII вв. Литература ХII-ХIVвв. Литература первой пол.ХVв. Литература второй пол.ХVв.-ХVI в. Литература ХII-ХVIIIвв. Литература ХIХв. Литература эпохи национального возрождения - нач.ХХв. Литература советского периода. Современная узбекская литература.

  • Музыкальное наследие Узбекистана

Музыкальная культура Узбекистана. Отрасли музыкальной культуры. Исторические этапы развития узбекской музыки. Музыкальное наследие. Музыкальный фольклор (виды и жанры фольклора). Локальные особенности. Музыкальный инструментарий и его классификация. Изустно - профессиональное творчество. Традиционное исполнение. Шедевры узбекского музыкального наследия.

  • Традиции, обычаи и обряды Узбекского народа.

Род. Родословная. Династия. Наречение имени. Бешик туй - празднество укладывания ребенка в колыбель. Суннат туй - посвящение в мужчины. Дастархан. Блюда. Благословение. Прием и проводы гостей. Сватовство. Свадьба. Празднества: Навруз, Мехргон и др. Мусульманские праздники: Ураза-байрам, Курбан-байрам. Махалля. Гузары.

Пояснительная записка к курсу подготовка гидов-экскурсоводов

План отраслевого консультирования и программа ориентированы на подготовку специалистов по экскурсионному обслуживанию гидов (экскурсоводов) в соответствии с потребностями туристской отрасли.

Программа консультирования – это интенсивный курс подготовки, целью которого является формирование у слушателей профессиональных знаний по предоставлению экскурсионно-информационных услуг, способных осуществлять самостоятельную деятельность по проведению экскурсии.

По завершении курса слушатели должны понимать значение туристско- экскурсионной деятельности, владеть методикой создания и проведения экскурсии, отвечать за ее содержание, дифференцированно подходить к обслуживанию различных категории туристов, обладать высокой культурой в работе и в поведении.

В программе выдержан баланс между теоретической подготовкой слушателей и занятиями практической ориентации.

Программа предполагает различные формы консультирования, включающие в себя теоретические занятия, практические занятия на экскурсионных объектах, а также деловые игры, семинары, тренинги.

Тематический и итоговый контроль проводится по утвержденному графику. Тематический контроль предполагает проведение семинаров соответствующих определенному этапу обучения. Итоговый контроль проводится по результатам полного усвоения слушателями программы с целью определения его компетентности. Формой итогового контроля является экзамен.